Еще раз о «клонах» и конкуренции…

В статье «БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ, или Как смириться с утраченным» («РП» от 19.02.15) мы уже рассказывали про некоторые «особенности» осуществления пассажирских автомобильных перевозок в Николаевской области. В частности, была затронута тема так называемых автостанций-клонов. Казалось бы, появление за несколько лет практически при каждом автовокзале региона новых автостанций должно было привести к развитию конкуренции, а в итоге – созданию дополнительных удобств для пассажиров и увеличению отчислений в бюджет. Но благая, как многим казалось, идея привела к прямо противоположным последствиям. Почему так произошло? Попробуем в этом разобраться.

Напомним для начала читателям, что же собой представляют пресловутые автостанции-клоны. Для примера возьмем территорию в непосредственной близости от Николаевского междугородного автовокзала. Уже на подходе к этому крупному транспортному узлу со стороны улицы Чигрина, где передвигается основной поток пассажиров, прохожих встречают «зазывалы», которые громогласно предлагают потенциальным клиентам отправиться на маршрутке в Одессу, а в летнее время – и в Коблево. А по Октябрьскому проспекту и в «кармане» по улице Чигрина расположены «Газели» и «Мерседесы», которые готовы отвезти пассажиров во многие райцентры Николаевской области, а также в Херсон и другие города.

Даже невооруженным глазом заметно, что с «клонов» отправляется в дорогу никак не меньше людей, чем с Николаевского междугородного автовокзала. Мою догадку подтверждает и Юлия Житинская, председатель общественной организации «Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры».

– Многие руководители предприятий, осуществляющие пассажирские автоперевозки, – говорит Юлия Анатольевна, – для того и создали новые станции-клоны, чтобы уйти в «тень» и скрыть от уплаты в бюджет многомиллионные суммы.

Как проворачиваются подобные схемы? До банальности просто, нооттого не менее цинично. Дело в том, что на автостанции-клоне вам не выдадут билет, напечатанный на кассовом аппарате, как это делается на обычных автовокзалах. Не укажут в проездном билете ни номер рейса, ни время отправления, ни цену проезда, и уж тем более – размер станционного и страхового сборов.В лучшем случае, и то при вашей настойчивости, вам предложат так называемый «Корінець квитка», на котором, кроме незаполненных форм, на обратной стороне будет стоять печать некоего ООО.

Неискушенный пассажир, возможно, воскликнет: ну и что с того, мне-то 40-60-80 гривен все равно куда платить – в кассу автовокзала или дяде в руки прямо в салоне маршрутки. Однако вот здесь, как говорится, собака и зарыта.

– При передаче денег из рук в руки, – отмечает Юлия Житинская, – невозможно учесть оборот фирм-автоперевозчиков и, соответственно, взыскать с этих сумм немалые отчисления в бюджеты разных уровней, станционный и страховой сборы. Фактически реализуется классическая схема ухода в тень и сокрытия от налогообложения огромных сумм. По нашим подсчетам, за десять лет существования «параллельных автовокзалов» не было уплачено в бюджет до 80 (50) миллионов гривен. Да что там говорить: только за прошлый год (отчетный период) автовокзалами перечислено налогов в 20 раз больше, чем их нерадивыми «сородичами», и это при том, что на станциях-клонах пассажиропоток никак не меньше!

Что же касается самих пассажиров, то и они, мягко говоря, обделены самыми элементарными удобствами, которые должны быть на автовокзале. На той же станции «Южная» нет ни стационарных залов отдыха для пассажиров, ни комнаты матери и ребенка, ни камер хранения, ни туалетов для людей с ограниченными возможностями, ни других предусмотренных нормативными документами удобств. Кроме того, грубейшим образом нарушаются права пассажиров льготной категории. Юристы Ассоциации работников транспортной отрасли и инфраструктуры, в частности, помогли жительнице Николаева Елене Арламенко составить жалобу губернатору Николаевской области на действия работников «клонов». Как явствует из обращения николаевки, на автостанциях «Южная» и «Березнеговатое-Южная» ей отказали в продаже детских билетов по льготной цене (со скидкой 25% от стоимости), хотя такая процедура предусмотрена законодательством для детей от шести до 14 лет в период с 1 октября по 15 мая. Законно ли действовали перевозчик – ООО «Николаев-Авто» – и собственник названных автостанций – ООО «Южные автовокзалы»? Вопрос, как по мне, более чем риторический…

А ведь если б женщина не купилась на посулы «зазывал», то она бы не только сэкономила деньги, но и сохранила в порядке свои нервы.

– Кроме того, – добавляет Ю. Житинская, – покупая билет- «пустышку» на автостанциях-клонах, пассажир остается наедине со своими проблемами в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий. Ведь в так называемом проездном документе не указаны ни станция отправления, ни станция прибытия, ни другие важные данные, которые необходимы для получения страхового возмещения в случае ДТП.

Руководитель ассоциации указывает и на другие нарушения в работе «клонов». В частности, это грубое несоблюдение графиков движения автобусов, утвержденных договорами с заказчиком на автоперевозки. Автору этих строк, немало исколесившему область на маршрутках, прекрасно известно о том, что зачастую транспорт отправляется с автостанций-клонов не по расписанию, а «по наполнению» – то есть, когда будут заняты все сидячие места. «И почему-то, – возмущается Юлия Анатольевна, – все закрывают глаза на это грубейшее нарушение, которое может служить основанием для разрывания договора на автоперевозки».

Правда, как отмечает председатель ассоциации, руководители области и города Николаева полны решимости положить конец беззакониям в отрасли автоперевозок. Однако, по словам Ю. Житинской, сопротивление попыткам навести порядок на рынке автопассажирского бизнеса ощущается, прежде всего, на среднем чиновничьем уровне. О сознательности же перевозчиков и руководителей автостанций-клонов говорить не приходится, тем более, что они тесно связаны между собой (подробнее об этом – в уже упомянутой выше статье «БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ…»).

Думается, свое веское слово должны сказать и работники ГАИ, и ответственные чиновники Укртрансинспекции. Ведь зачастую «клоны» расположены на проезжих частях (!)автодорог либо на остановках городского транспорта, что чревато серьезными происшествиями. Стоит обратить внимание и на соответствие «клоновых маршруток» нормам безопасности пассажиров и другим параметрам.

А кто проконтролирует реальное количество автотранспорта на маршруте и его соответствие заявленным в договоре на автоперевозки транспортным средствам? Думается, компетентным органам нелишне будет проверить и реальное количество сотрудников на станциях-клонах: как шесть человек могут обеспечить работу транспортных узлов при том, что на «старых» (стационарных) автовокзалах легально трудится около семи десятков сотрудников? И тут, похоже, идет уход от уплаты налогов…

Как при такой масштабной тенизации налогов наши автодороги могут быть в хорошем состоянии?

Не выдерживает никакой критики и сама правовая состоятельность в деятельности горе-предприятий. Общественная организация «Ассоциация работников транспортной отрасли и инфраструктуры» подготовила официальный запрос на имя Николаевского городского головы Юрия Гранатурова. Общественники, опираясь на имеющиеся документы, ставят под сомнение законность нахождения на имеющихся площадках объектов станций-клонов и оспаривают выкуп частным предприятием «ПиК» двух земельных участков. Возможно, веское слово в данном случае должна сказать не только городская власть, но и прокуратура.

* * *

А теперь, возвращаясь к вопросу, заданному в начале этой статьи, так и хочется воскликнуть: вот вам и конкуренция! Вместо того, чтобы бороться за лучший сервис для пассажиров и увеличивать поступления в бюджет, фактически «клоны» увели значительную часть пассажиров со «старых» (стационарных) автовокзалов и внедрили «черные» схемы ухода от уплаты налогов. Но так долго продолжаться не может – времена нынче не те.

Андрей ТЮРИН

2 Comments on “Еще раз о «клонах» и конкуренции…”

  1. Тебе хочется сенсаций,а ты лучше думай о себе и семье своей,надеюсь ты меня понял!f

  2. А КТО-ТО ЕСТЬ – Ю,ЖИТИНСКАЯ??? И КТО-ТО ЕСТЬ – "Ассоциаци работников транспортной отрасли и инфрастуктуры"??? МЫ – ПЕРЕВОЗЧИКИ… таких не знаем!!!

Добавить комментарий